Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник, Бельтейн - один из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками - Самайном и Бельтейном. Эти даты были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря: выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период, к 1 ноября.

    С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния - скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтейн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.
В канун Бельтейна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
    Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.
Название "Бельтейн" чаще всего переводится как «огонь Бела» («огонь» - по-валлийски tan, по-шотландски tuin, по-гэльски tine [t’inə], по-бретонски tan [‘täIn] ). Чаще всего этого Бела отождествляют с Беленосом, кельтским богом, чье имя выводится от индоевропейской основы bhel - «блестеть», «сверкать» Есть, однако, и еще одна версия происхождения названия Бельтейна - его выводят от утерянного в современном гэльском слова beltu («смерть»), которое сохранилось сейчас только в форме at-bail, «умирает».
Бельтейн является и антиподом, и в своем роде двойником другого крупного праздника, разделяющего кельтский год на две части - Самайна, и поэтому значение «огни смерти», сжигающие отжившее и старое, не выглядит странным или неуместным. Огни Самайна и Бельтейна, огни темной и светлой половин года, отделяют зиму от лета, очищают и защищают живущих, горят для наступающей части года... и в эти поворотные дни умирают старые огни и загораются новые. Эта версия не противоречит и мировоззрению кельтов, с их верой в то, что день рождается из ночи (а не наоборот - не ночь завершает день), жизнь происходит из смерти, etc., и рождающаяся из «смертных», преобразующих и дающих новое существование огней светлая половина года - тоже вполне вписывается в этот понятийный ряд.
У англосаксонских народов Бельтейн - прежде всего праздник растительности, цветов, зелени, роста, семян и т.п. - то есть в большей степени связан с аграрным, а не с животноводческим циклом.
Начало мая - всегда дни праздников. Вне зависимости от календарного стиля, традиции, земли, на которую приходит светлый май, и народа, который приветствует воцарение ранних рассветов и тёплых ночей.
В некоторых районах Шотландии Бельтайнские празднования растягивается на две недели, до 15 мая. Фестивали и ярмарки начала лета приурочены к этим датам, но это не ярмарки собранного урожая и добычи, как осенью, это ярмарки грядущего сезона, ярмарки искусств и умений, ремёсел и мастеров. Фокусники, жонглёры, бродячие актёрские труппы - всё приходит в движение на Бельтайн, все снимаются с места для летних путешествий.
Майские праздники, маёвки - начало лета, все, что связано с ярким временем года, когда день не просто кормит год, но и даёт пищу для сплетен, переживаний, дум ещё на целый оборот Колеса - занавес этого времени поднимают Майский Король и Майская Королева.
Майский Король и Майская Королева - Бог и Богиня на время празднеств. Иногда их выбирают заранее, но довольно часто выборы Майского Короля и Королевы - часть Бельтайнских ритуалов. Иногда их выбирают отдельно, часто даже случайным образом, предлагая вытащить монету из мешка, иногда Майским Королём становится юноша, победивший в состязании или соревновании: борьбе, беге или стрельбе, а Майская Королева- победительница гласного или негласного конкурса красоты и обаяния.
В таких случаях Король и Королева могут быть не парой, но после коронации они ею станут- пусть и на одну ночь.
Оттого Короля и Королеву чаще выбирают из свободных мужчин и женщин, но это целиком и полностью зависит от традиций тех, то празднует.
В любом случае Король и Королева принадлежат друг другу в Волшебную Ночь и выказывают друг другу всю возможную преданность и расположение. В иных традициях Король и Королева должны быть парой не только на одну ночь. Тогда и выборы их, и последующие ритуалы проводятся иначе.
Первым выбором становится выбор Королевы, Короля же выбирают позже. Иногда она сама выбирает себе спутника на праздничную ночь, который и становится Королём Мая. Иногда за Королеву происходит ритуальная битва или сражение. Иногда Королём становится её наречённый и/или консорт. Иногда Королева ищет своего Короля с закрытыми глазами, наугад, будто играя в жмурки с судьбой. Иногда Королём Мая будет Жрец, который поможет избранной Королеве достойно править в Великую Ночь. Всё то же самое может быть и наоборот, но всё-таки Короля прежде Королевы выбирают реже.
Майской Королевой девушку могут выбрать подруги, товарки-ведьмы, братья и сёстры в ковене, но это не выбор в обычном понимании этого слова. Королева приходит сама: присутствие Богини в ком-то чувствуется всеми жёнами и девами. Быть может, это юная девушка, которая внезапно и чарующе расцвела и повзрослела именно в этот год, случается, что это новая жрица в ковене, открытие и дар прошедшей весны, иногда- это новая невеста, для которой эта весна и лето - свадебный сезон. В зависимости от того, какова Майская Королева, выбирается и Король.
Король и Королева на празднике Бельтайна наряжены в зелёное. Люди же этого цвета опасаются: не хотят разозлить или обидеть ревнивых лесных духов. Зелёное одеянье - знак принадлежности к Весёлому Двору, к Двору, дамы и кавалеры которого носятся первой майской ночью по лесам, славя свою королевскую чету, но наутро исчезнут, рассыпятся ворохом огоньков в тумане, сгинут, как и не было. Кто знает, наденешь зелёный плащ- и в лесах закружат тебя призрачные придворные, заманят с собой.
Бог и Богиня обретают на эту ночь их лица, улыбаются их устами, смеются их голосами.
Милость майских Короля и Королевы - милость Богов, потому торжественной процессией обходят они улицы и дома. Их свита - молодые люди и девушки, дети - вечные любители карнавалов. Когда майские гулянья организуют заранее, то хожденье по улицам и домам превращается в отдельный танец: танец с гирляндами. Цветочные гирлянды обвивают вокруг небольших проволочных арок, чтобы танцующим было удобнее нести их.
Первые майские дни- первое летнее тепло, и даже если ветер и сырость - это уже летние ветра. До Бельтайна Великая Пара- юноша и девушка. В Бельтайн играют Великую Свадьбу, Бог и Богиня вступают в свои права, их священное обручение одновременно и священная же коронация, восхождение на престол till death do us part, пока смерть не разлучит их - до Самайна.
С Бельтайна до Литы солнце высоко, и вся земля поднимает взгляды вверх, тянется выше. Как между Самайном и Йолем мы погружались в пучины скрытого, так между Бельтайном и Литой мы взлетаем высоко, обгоняя друг друга, вслед за искрами костров.
Чем выше Бельтайна костёр, чем сильнее раздуешь пламя, тем больший простор откроется тебе сверху, всё подвластно тем, то умеет летать, в Вальпургиеву ночь, в ночи костров. Самое несбыточное, самое дерзкое, всё, что требует решительного шага и отваги - свершается Тайным Племенем. Многие знают о том и не рискуют ходить в леса - каждой твари есть празднованье и дело, и радость и веселье в ночь Бельтайна.
Огонь костров в эти дни обладает свойством впускать в себя одно и превращать в другое. Что взлетело над костром, уже не будет прежним, весна сменится летом в ночь Бельтайна, лето-осенью на Лугнасад, осень- зимою в Самайн и наконец снова придёт новая весна в морозный ещё Имболк. Это праздники-предчувствия весны, лета, осени и зимы. Это время самых чутких носов и острого слуха. Это календарные отметки тем, кто ведёт, потому они случаются раньше чем календарная смена времён года: ведь календарь для тех,кто следует.
В ночь Самайна по земле несётся Дикая Охота, посольство Мира Нижнего, Мира Мёртвых. В Ночь Бельтайна на земле пляшут Боги Мира Верхнего, Врата Другого Мира открываются на Бельтайн иначе: смертные и бессмертные, Старшие и Младшие, - все празднуют начало лета вместе, все встают в хоровод. Говорят, что если смотреть внимательно, на Бельтайн встаёшь в один круг и идёшь в танце. И если глаз остёр, а душа весела, то увидишь ещё два круга.
Ближе у костра - Мелкий Народец, эльфы и духи. Пляска их радует глаз, наполняет смехом сердце.
А за спинами встают в свой танец Старшие. Их движения легки так, что и не видишь, как быстро перемещение, и есть ли оно. Если Старшие позволяют видеть свой танец, это знак их расположения, случаются, что хороводы переплетаются меж собой: рука об руку несутся в свете костра плясуны со всех окраин Мира. Будто крылья раскрываются за спиной, а земля остаётся далеко внизу: лишь тянись за искрами костра. Кто знает, о чём я - подтвердит: скачка становится бешеной, время будто останавливается, и лишь рассвет возвращает на землю тех, кому пора вернуться к своим очагам.
На поляне Майского Дерева вместе с духами танцевала Гроттер.
При составлении статьи были использованы материалы паблика Лесная Обитель, онлайн-журнала Ведьма и сайта Сойт.