Эй-эй, пока еще жива…
Эй-эй, пока горит трава…
Эй-эй, огонь тебе к лицу…
Танцуй, ведьма, танцуй!

Вальпургиева ночь - с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, среди которых наибольших успехом пользовалась Лысая гора Броккен, где собиралась вся «элита» и справляла свой «праздничек» в диких пирах, плясках.

Как у ведьмы четыре крыла,
А и за плечами воздух дрожит.
Нынче ей полыхать синим пламенем,
Как она горела во лжи.

Нет предела милости огня,
И Господь помилует нас,
Чтобы рожь высока родилась,
Чтобы за зимой вновь была весна.( с) Мельница «Ведьма»

Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот и т.п. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола.
Вот группа Броккенских гуляк. Они всегда приезжают последними. Ну да, это они. Два пьяных вампира... Все? Ах нет, вот еще один. Нет, двое! (с) М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

…где же такой чудной город, Броккен? Ан нет, не город это, а гора. Гора Броккен - одно из самых известных мест для плясок и шабаша на Вальпургиеву ночь, наряду с горой  Блоксберг и Лысой Горой (да нет, не нашей!.. Хотя, кто знает). Гора часто покрыта туманами и облаками, нагоняемыми почти беспрерывным здесь движением воздуха. Эти воздушные явления с давних пор занимали народную фантазию: создался целый ряд приуроченных к горе легенд, а разным отдельным скалам были даны прозвища "Hexenbrunnen" («Колодец ведьмы»), "Hexenaltar" («ведьмин алтарь») и т. п. Дорога вверх и впрямь непроста. Гигантскую лестницу составляют неряшливо накиданные валуны, кое-где вмёртвую сплетённые корнями тёмных, насупленных елей. Солнечный свет гуляет здесь только поверху - внизу же всё застыло в вечном сумраке. Даже бойкий ручей, вырывший себе глубокую ложбину, журчит вовсе не весело, а скорее озабоченно, суетливо: словно стремится побыстрее убраться из этих мест. Чем выше поднимается тропа, тем больше вокруг корявого сухостоя. Словно и вправду ведьмы, барражировали вокруг вершины, иссушая всё вокруг своим вредоносным колдовством.
Поворот за поворотом - и лес сходит на нет. Всё больше попадается сухостоя, вдруг мелькнёт на обочине страшное свидетельство войны - деревянный могильный крестик какого-то офицера.
А Лысая гора на вершине и впрямь лысая - её макушка словно застелена песком и щебнем, подступы заросли жёсткой травой. Есть версия, что всю горючую растительность ещё в древние времена извела на корню нечисть, собиравшаяся на шабаши.
    Но почему именно в честь Вальпурги стала называться праздничная ночь? Начнем с того, что Святая Вальбурга -- реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии.
Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г.
Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальбурги -- первое мая.
Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени...
    Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох -- знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы -- священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, -- обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых. Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный "помощник" языческих колдуний. У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы...
Сейчас Вальпургиеву ночь отмечают по всей Центральной и Северной Европе - это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. Программа праздника не меняется уже более ста лет: старинные игры, вроде горелок, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи.
Статью готовила Гроттер.
При составлении статьи были использованы материалы паблика Лесная Обитель, онлайн-журнала Ведьма и сайта Сойт.